Если в нарушение закона рекламу размещают на дорожных знаках, значит, это кому-нибудь нужно?

Она украшает города и поселки, прекрасно гармонируя со старинными зданиями и современными новостройками, она же до неузнаваемости портит вид улиц и площадей, искажая восприятие города как единой системы. Речь на этот раз, конечно же, пойдет о наружной рекламе. За последние несколько лет в Артеме ее появилось много, возможно, даже чересчур много. Вся центральная трасса по улице Фрунзе (от 9 км до Дворца культуры) и часть автомагистрали по Кирова буквально утыкана капитальными конструкциями с огромными кричащими баннерами, под рекламные площади пошли и фасады жилых и коммерческих зданий, и опоры линии электропередач, и даже единственный в нашем городе надземный пешеходный переход. Но обилие рекламы вовсе не говорит о ее качестве. Не раз приходилось слышать от думающих людей, искренне болеющих за внешний вид Артема, и такие оценки местной уличной рекламе: разношерстная, бессистемная, безвкусная, нелепая. Но это еще полбеды, если пусть даже такая, далекая от цивилизованных форм, «наружка» установлена в соответствии с законами и нормами, прошла соответствующие согласования, а доходы от ее размещения поступают в бюджет. Гораздо хуже, когда реклама «вне закона», хотя тоже имеет гриф «согласовано»…

Автомобилистам, наверное, чаще, чем пешеходам, доводилось встречать на пути следования дорожные знаки, помогающие сориентироваться в потоке населенных пунктов, улиц, важных объектов инфраструктуры. Это так называемые информационно-указательные знаки. Благодаря им мы узнаем, где находятся ближайший пост ГАИ, автозаправочная станция, больница или пункт питания. С некоторых пор в общей массе однотипных табличек появились и такие, которые «любезно» подсказывают, где можно произвести ремонт автомобиля, приобрести автозапчасти или мебель от местного производителя. Оформленные в единой цветовой гамме, они, помимо всего прочего, украшены торговыми знаками (логотипами) компаний, предлагающих услуги и товары, снабжены стрелочками-указателями, ну разве что только адреса и контактных телефонов не имеют.

Ярким примером такого «ноу-хау» являются таблички с надписью «автомагазин AGA ЧЕМПИОН» с фирменной эмблемой региональной сети автомобильных магазинов. Обнаружить их можно на перекрестке улиц Интернациональной – Кирова (в нескольких шагах от городской прокуратуры), напротив офисного здания по Кирова, 42, на въезде на улицу Лазо. Неплохая задумка, если опустить то обстоятельство, что это, по сути, является рекламой данной компании, а ее размещение на опорах, предназначенных исключительно для дорожных знаков, противоречит федеральному законодательству о рекламе. Согласитесь, с какой стати преимущество «пиарить» свой торговый объект получил только один предприниматель, и что собой будет представлять автомобильная трасса, между прочим, краевого значения, если желание «отметиться» на дорожных знаках изъявят другие аналогичные коммерсанты. Не менее важен другой аспект - любые таблички, не имеющие ничего общего с регулированием дорожного движения, не относящиеся к знакам дорожного движения и отвлекающие на себя внимание водителей, являются прямой угрозой возникновения ДТП. И это стала бичом многих российских городов, где на борьбу с незаконной рекламой встала общественность, местные власти, правоохранители. Но одно дело, когда сомнительную рекламу размещают на дорожных знаках самовольно, и совершенно другое, если «право на жизнь» ей предоставляют официальные органы.

Именно так случилось в нашем славном Артеме, долгие годы претендующем на звание территории закона и порядка. Оказалось, что проект знака «автомагазин AGA ЧЕМПИОН» для размещения на опоре дорожных знаков был согласован не где-нибудь, а в ОГИБДД по г. Артему и в администрации Артемовского городского округа, а изготовлен он был в ООО «Прим-знак». Об этом стало известно из ответа прокуратуры г. Артема, куда 18 июня было направлено обращение приемной депутата Законодательного Собрания Приморского края от КПРФ в г. Артеме.

Заместитель прокурора Л.А. Пашаева сообщила, что в ходе проведенной проверки (с выходом на место, с привлечением представителя ОГИБДД г. Артема) нарушений законодательства о рекламе выявлено не было. При этом Лариса Анатольевна сослалась на ГОСТы и информационное письмо Высшего Арбитражного суда РФ от 25.12.1998 г. №37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с законодательством о рекламе». Но приводя якобы дословную выдержку из письма ВАС РФ, Л.А. Пашаева опустила важное обстоятельство, на котором акцентировал свое внимание Высший Арбитражный суд. Цитирую оригинал: «Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама». В ответе заместителя прокурора данный уточняющий фактор загадочным образом куда-то испарился, что безо всякого сомнения позволило трактовать положения федерального законодательства в пользу руководства автомагазина «AGA Чемпион», расположенного за сотни метров от облюбованной опоры для дорожных знаков.

При этом прокуратура г. Артема абсолютно точно трактовала суть 38-го федерального закона «О рекламе», гласящего о том, что рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

И в то же время, в чем я глубоко убежден, распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается. Указанная норма статьи 19 Федерального закона «О рекламе» соотносится с положениями международной Конвенции о дорожном движении, действующей для России. Согласно статье 4 указанной Конвенции договаривающиеся стороны обязуются принять меры к тому, чтобы было запрещено помещать на сигнальном знаке, на его опоре или любом другом приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, что-либо, что не имеет отношения к назначению этого сигнального знака или приспособления.

Для меня, в отличие от прокуратуры, очевидно, что таблички автомагазина «AGA Чемпион» со стрелкой, указывающей маршрут проезда, являются рекламой, поскольку распространяемая на них информация адресована неопределенному кругу лиц, размещена на одной опоре с дорожными (информационно-указательными) знаками. Кроме того, на указателе изображен фирменный (торговый) знак автомагазина «AGA Чемпион», что служит не только рекламированием данного коммерческого объекта, но и формированием и поддержанием интереса к нему и его продвижению на рынке. В нарушение Закона "О защите конкуренции" указанное торговое предприятие получило преимущество в осуществлении своей предпринимательской деятельности по отношению к другим аналогичным хозяйствующим субъектам, которое может причинить им убытки.

Согласно Письму Федеральной антимонопольной службы от 01.12.2011 г. №АК/44573 «О размещении рекламы на знаке дорожного движения», несмотря на то, что в Российской Федерации действует ГОСТ Р52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", который допускает размещение информации об объектах притяжения участников дорожного движения (адрес, телефон, вид деятельности, направление движения, расстояние до объекта, прочая информация, в т.ч. графическая), Федеральный закон "О рекламе" имеет более высокую юридическую силу, чем указанный ГОСТ.

Согласно части 2 статьи 40 Федерального закона "О рекламе", впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, действующих на территории Российской Федерации и регулирующих отношения в сфере рекламы, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат данному Федеральному закону. Соответственно, положения ГОСТа применяются в части, не противоречащей Федеральному закону "О рекламе". Немаловажно, что указанный ГОСТ принят в виде национального стандарта, соответственно, в силу части 2 статьи 15 Федерального закона "О техническом регулировании" он применяется на добровольной основе.

Кроме того, с 31 марта 2010 года вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым в Кодексе появилась статья 14.38, часть 1 которой предусматривает самостоятельный состав такого вида нарушения законодательства о рекламе как размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или ином любом приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, санкция за нарушение которой установлена в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей (для граждан); от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей (для должностных лиц); от ста тысяч до двухсот тысяч рублей (для юридических лиц).

Обо всем об этом я изложил в своем повторном обращении на имя прокурора г. Артема С.В. Вислобокова, попросив его дать правовую оценку ответу заместителя прокурора, советника юстиции Л.А. Пашаевой, а также принять меры прокурорского реагирования к нарушителям федерального законодательства «О рекламе» и рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, причастных к распространению ненадлежащей рекламы. Отдельно была адресована просьба разъяснить, по какой причине ответ на мое первое обращение был дан с нарушением требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», так как не поступил в месячный срок. Если помните, письмо я зарегистрировал в прокуратуре 18 июня, ответ из нее был датирован 18 июля, но на конверте на штемпеле значилась дата «11 августа» (именно тогда мне принесли почтовое извещение). То, что в данной ситуации перевести стрелки на почтальонов прокуратуре не удастся, говорит тот факт, что в ответе, датированном 18.07.2012 г., речь идет о событии, которое произошло спустя два дня. Именно 20.07.2012 г., как утверждает заместитель прокурора г. Артема Л.А. Пашаева, «руководителем магазина «AGA Чемпион» была добровольно демонтирована надпись с информационного знака: «AGA Чемпион». Ну не могли же прокурорские работники заранее (не экстрасенсы же!)  знать, что сие событие состоится, да и отвечать им вроде полагается исключительно по факту. Ну и самый главный вопрос, который с нетерпением ждут в приемной депутата ЗСПК: если в ходе проверки нарушений законодательства установлено не было, для чего тогда представители автомагазина в срочном порядке кинулись практически вручную уничтожать спорную надпись на своих знаках-табличках. Если это все-таки была попытка устранить нарушение ФЗ «О рекламе», то выполнено это было, на мой взгляд, не совсем добросовестно. По представленной фотографии вполне очевидно, что надпись «AGA Чемпион» и торговый знак данной компании до сих пор вполне различимы и читаемы на общем фоне. Неужели не проще принять свою ошибку, заказать новый, легальный, знак и не ломать голову над тем, как в очередной раз обойти закон? Пока же в истории, в которой жестко подставились и сотрудники госавтоинспекции, и чиновники городской администрации, и правоохранители, ставить точку рано...

На снимках: опора с дорожными знаками рядом с городской прокуратурой до и после "работы над ошибками".

Юрий Касецкий,
помощник депутата Законодательного Собрания
Приморского края Дикусара С.В.

p style= он применяется на добровольной основе.